4.1 Краткая презентация Программы Общие сведения Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ Ключевской детский сад «Колокольчик» (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО). Программа является основой для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования. Цель Программы: разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно- нравственных ценностей российского народа, исторических и национально- культурных традиций Задачи Программы: 1. Обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО; 2. Приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; 3. Построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития; 4. Создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; 5. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в т.ч. их эмоционального благополучия; 6. Обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; 7. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности; 8. Достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего об разования. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Дополнительным разделом является краткая презентация основных сведений из Программы для родителей воспитанников. Целевой раздел Включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде це левых ориентиров образования в раннем детстве, целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Также входят подходы к проведению педагогической диагностики достижений планируемых результатов и значимые для разработки и реализации Программы характеристики — особенности развития детей Содержатель Включает задачи и содержание образовательной ный раздел деятельности для всех возрастных групп по пяти образовательным областям. Также в разделе описаны: формы, способы, методы реализации программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; способы поддержки детской инициативы; взаимодействие педагогического коллектива с семьями; коррекционно-развивающая работа; рабочая программа воспитания Организацио В организационный раздел включают: психологопедагогические условия реализации Программы; особенности нный раздел организации, развивающей предметно- пространственной среды; материально-техническое обеспечение Программы и обеспеченность ме тодическими материалами и средствами обучения и воспитания; примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы; кадровое обеспечение; режим и распорядок дня в возрастных группах; календарный план воспитательной работы Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Ключевского детского сада ориентирована на воспитание, развитие и обучение детей в возрасте от 1,5 до 8 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа предусматривает реализацию по пяти образовательным областям – физическому развитию, познавательному развитию, речевому развитию, социально- коммуникативному развитию, художественноэстетическому развитию. Содержание образовательного и воспитательного процесса выстроено в соответствии: - с требованиями ФГОС дошкольного образования, - с требованиями Федеральной образовательной программы, - с нормативными документами, регламентирующими деятельность в области дошкольного образования. В Программе акцентируется внимание на специфическую роль игры и обучения. Основой успешности достижения целей, поставленных Программой, является создание условий для обеспечения комфортного самочувствия каждого ребенка. Реализация Программы осуществляется ежедневно: - в процессе организованной образовательной деятельности с детьми (занятия); - в ходе режимных моментов; - в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской деятельности; - в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации Программы. В ДОУ принимаются воспитанники независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии. Организация режима пребывания детей в детском саду. Режим работы: 9-часовое пребывание воспитанников при 5-дневной рабочей неделе. В ДОУ функционирует три группы, численность детей на начало учебного года - 61 ребенок. Работа по реализации Программы проводится в течение года и делится на два периода: - первый период (с 1 сентября по 31 мая); -второй период (с 1 июня по 31августа) Организация жизни детей опирается на определенный суточный режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями. При организации режима учитываются рекомендации СанПиН, видовая принадлежность детского сада, сезонные особенности, а также региональные рекомендации специалистов в области охраны и укрепления здоровья детей. Режим дня составлен для каждой возрастной группы на холодный и теплый периоды, учтены функциональные возможности детей, а также ведущий вид деятельности — игра. Кроме того, учитывается потребность родителей в гибком режиме пребывания детей в ДОО, особенно в период адаптации. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Основная цель взаимодействия МБДОУ Ключевской детский сад «Колокольчик» с семьями воспитанников - сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, комплексное всестороннее развитие и создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, путем обеспечения единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи, и повышения компетентности родителей в области воспитания. Эффективное взаимодействие педагогического коллектива ДОУ и семьи возможно только при соблюдении основных правил: 1. Доверие педагогов к воспитательным возможностям родителей. 2. Все действия и мероприятия должны быть направлены на укрепление и повышение родительского авторитета, на уважение к родителям. 3. Работа с родителями несет не избирательный, а систематический характер, независимо от применяемых методов и форм взаимодействия. 4. Обязательное наличие такта и недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. 5. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания (опираемся на положительные качества ребёнка, сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успех во что бы то ни стало). Принципы работы с родителями: -принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей; -принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду; -принцип сотрудничества — общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения; -принцип согласованного взаимодействия — возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания; -принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок поделится впечатлениями с родителями. Формы информационного взаимодействия педагогического коллектива с родителями по основным образовательным областям. Физическое развитие: 1. Ознакомление с критериями оценки здоровья детей с целью обеспечение смысловой однозначности информации. 2. Персонализация передачи информации о здоровье каждого ребенка, реализуемой разнообразными средствами. 3. Проведение «Дня здоровья» и физкультурных праздников с родителями. 4. Создание специальных стендов. Познавательное и речевое развитие: 1. Ознакомление с основными показателями речевого развития детей (звуковая культура речи, фонетическая, грамматическая, лексическая сторона речи, связная речь). 2. Индивидуальное обсуждение результатов обследования познавательного и речевого развития детей при личной встрече с педагогом, логопедом. 3. Привлечение к проведению работы в семье по расширению кругозора детей посредством чтения по рекомендованным спискам произведений художественной литературы и участия в праздниках. 4. Просмотр видео- и прослушивание аудиоматериалов связанных с познавательным и речевым развитием детей. Социально - коммуникативное развитие: 1. Ознакомление с основными показателями социально коммуникативного развития детей (игровое взаимодействие детей и общение, взаимодействие детей на занятиях, усвоение социальных норм и правил). 2. Индивидуальное обсуждение результатов обследования социально коммуникативного развития детей при их личной встрече с педагогом. Художественно - эстетическое развитие: 1. Использование стендов, стеллажей для демонстрации работ по рисованию и лепке с последующим индивидуальным комментированием результатов детской деятельности. 2. Демонстрация фотоматериалов с изображением результатов конструирования детей из различных материалов с последующим индивидуальным комментированием результатов детской деятельности. 3. Организация поквартальных выставок детских работ по свободной (самостоятельной) деятельности. 4. Участие в творческих Интернет - конкурсах. Педагоги представляют общую (т.е. предназначенную коллективу родителей в целом) и индивидуальную (касающуюся родителей каждого конкретного ребенка)информацию для родителей. Общая включает в себя информацию о режиме работы дошкольного учреждения, планируемых мероприятиях, содержании нормативноправовых, программно-методических материалов и др. Индивидуальная представляет собой данные, полученные педагогами в результате обследования ребенка в соответствии с требованиями, сформулированными в части основной образовательной программы, и является конфиденциальной. Виды предоставления общей информации: - единый и групповой стенды; - плакаты различной тематики (противопожарная, санитарная, гигиеническая и др.); - памятки, буклеты; - стеллажи для демонстрации детских работ по лепке и небольших конструкций; Виды предоставления индивидуальной информации: - портфолио; Аудиовизуальные способы передачи информации; - просмотр видео- и прослушивание аудиоматериалов связанных с познавательным и речевым развитием детей; - документальные видеофильмы с записью занятий, праздников и других воспитательно – образовательных меропиятий; В устной словесной форме передача общей информации осуществляется: - на родительских собраниях, встречах, «круглых столах» и пр.; - при проведении открытых занятий и совместных праздников; В устной словесной форме передача индивидуальной информации осуществляется: - при ежедневных непосредственных контактах педагогов с родителями; - при проведении неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями; - при общении по телефону. 4.2 Перечень научно-методическх литературных источников, используемых при разработке программы При разработке Программы использовались следующие литературные источники, представленные в данном перечне в порядке, учитывающем значимость и степень влияния их на содержание Программы. 1. Антология дошкольного образования: Навигатор примерных образовательных программ дошкольного образования: сборник. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. 2. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. – М., Академия, 2011. 3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования (6 издание, дополненное) [Текст]: / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2021. – 367с. 4. Бабаджан, Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста [Текст] / Т. С. Бабаджан. – М.: Просвещение, 1967. –192 с. 5. Буренина, А. И. Топ-хлоп, малыши [Текст] : программа музыкальноритмического воспитания детей 2–3 лет / А. И. Буренина, Т. Н. Сауко. — СПб.: Композитор, 2001 –120 с. 6.Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст]: / Н. А. Ветлугина. –М.: Просвещение, 1981. –240 с. 7. Дзержинская, И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников [Текст]: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) / И. Л. Дзержинская. – М.: Просвещение, 1985.– 160 c. 10. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки». Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. С.Петербург.: Реноме, 2003г. 11. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Младшая группа. СПб. Изд-во «Композитор» 2007г. 12. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Средняя группа. СПб. Изд-во «Композитор» 2008г. 13. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Старшая группа. СПб. Изд-во «Композитор» 2008г. 14. Картушина, М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду [Текст]: /Ю. Картушина.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2013. – 176 с. 15. Картушина, М. Ю. Музыкальные сказки о зверятах [Текст] : Развлечения для детей 2-3 лет / М. Ю. Картушина. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2013. – 104 с. 16. Картушина, М. Ю. Праздники в детском саду. Младший дошкольный возраст [Текст]: / М.Ю. Картушина. –М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2013. – 64 с. 17. Картушина, М. Ю. Праздники в детском саду. Старший дошкольный возраст [Текст]: / Ю. Картушина. –М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2013– 112 с. 18. Картушина, М. Ю. Развлечения для самых маленьких [Текст]: Сценарии досугов для детей первой младшей группы / М. Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2007. –96 с. 19. Музыкальное развитие дошкольников/ Под ред. Н.В. Микляевой.-М.: ТЦСфера,2015г.