План кружковой работы Нейролепка Малханова Т.Ф.

Пояснительная записка
Нейролепка - уникальная методика, которая совмещает собой занятия и
игры с пластилином. Нейролепка развивает: мелкую моторику, речь,
межполушарные связи, образное мышление, усидчивость, снимает
стресс. Нейролепка гармонично развивает все три основные формы
мышления: 1. наглядно - действенное; 2. наглядно - образное; 3. словесно
- логическое. Это три кита для успешной работы в школе.
Данная программа кружковой работы «Нейролепка: чудеса творения»
предназначена для развития у дошкольников межполушарных связей,
психических процессов, как внимание, память, мышление, а также развитию
мелкой моторики руки.
Уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в
прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев
рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать
положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять
зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.
Мышление имеет свою материальную основу - нейронные контуры. А мозг
обладает пластичностью, то есть способностью создавать и разрушать эти
контуры.
Программа предусматривает три раздела по лепки: тестопластика,
пластилинография и лепка из воздушного пластилина.
Развивать мелкую моторику необходимо с раннего возраста. Для этого есть
несколько способов: пальчиковые игры, самомассаж и, например, лепка. С
помощью нее можно улучшить внимательность, терпение и креативность.
Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс
воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное
заинтересовать ребенка и поддержать его. Приобщая ребенка к миру
прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус,
воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к
миропониманию.
Актуальность программы кружковой работы «Нейролепка: чудеса творения»
заключается в том, что дает возможность не только изучить разных техник
лепки, мы создаём новые связи между нейронами. Таким образом новый
опыт — это способ изменить свой мозг, и с ним – мышление.
Применение компетентностного подхода позволяет обеспечить наличие
знаний, опыта, необходимых для успешности эффективной деятельности.
Занятия в различных техниках декоративно-прикладного творчества
открывают для многих детей новые пути познания народногоискусства,

обогащают их внутренний мир, позволяют с пользой провести свободное
время.
Таким образом, реализация программы способствует изменению отношения
ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и
любознательность.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что даст
сильную мотивацию изучать разделы декоративно-прикладного искусства за
пределами модуля, выведет творческий потенциал на более сильный уровень.
Особенность данной программы в том, что она построена с учетом
специфики дополнительного образования детей. Программа позволяет
обучать детей в различных техниках лепки, что помогает знакомится с
объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у обучающегося
формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений,
активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное
мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в
свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка
благотворно влияет на нервную систему в целом.
Цель: формировать и развить творческие способности и психические
процессы обучающихся через развитие познавательного интереса, фантазию,
мелкую моторику.
Программа позволяет решить следующие задачи:
Обучающие:
1. дать первоначальные представление о тестопластике,
пластилинографии и воздушного пластилина;
2. развитие межполушарных связей, посредством использования
нейрогимнастики.
3. формировать знания об основах изобразительной деятельности и
композиции;
4. формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений
окружающего мира посредством лепки;
5. обучать основным приемам лепки;
6. закрепить правила техники безопасности и к требованиям к
организации рабочего места;
7. углубить знания о техниках тестопластике, пластилинографии и
воздушном пластилине.
Развивающие:
1. сформировать у обучающихся умения выполнять фигуры
скульптурным способом лепки;
2. сформировать у обучающихся умения выполнять фигуры

конструктивным способом лепки;
3. сформировать у обучающихся умения выполнять фигуры
комбинированным способом лепки;
4. сформировать у обучающихся умения выполнения изделия от эскиза
до воплощения.
5. сформировать умение делать упражнение двумя руками.
Воспитательные:
1. воспитывать художественно-эстетический вкус и трудолюбие;
2. способствовать формированию творческого потенциала ребенка;
3. способствовать формированию коммуникативных качеств во
взаимодействии в группе;
4. способствовать формированию повышения самооценки своих
возможностей;
5. способствовать формированию навыков аккуратной работы.
Программа рассчитана на 2023-2024 учебный год. Адресована детям
дошкольного возраста 5 до 7 лет. Условия набора детей в коллектив:
принимаются все желающие.
Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом.
Обучение детей по данной программе рассчитано на 33 учебные
недели. Обучающиеся, поступившие в объединение, проходят входящий
контроль, направленный на выявление знаний, умений, навыков по
декоративно-прикладному творчеству перед освоением программы. По его
результатам педагог анализирует и ищет пути решения в индивидуальном
порядке.
В соответствии с СП 2.4.3648-20 рекомендуемый режим занятий по
программе одного года обучения художественной направленности очной
формы обучения проводятся: по 30 минут с 10 минутным перерывом.
Программа на 1 год обучения рассчитана на 19 часов. Занятия проводятся
один раз в неделю в пятницу.
Организация кружковой работы основывается на следующих принципах:
Принцип доступности и технологичности - материал излагается в доступной
для понимания форме.Принцип креативности — творческий подход педагога
к своей деятельности, развитие творческого потенциала ребенка. Принцип
активности и самодеятельности — предоставление дошкольникам
возможности самостоятельно проявлять свои способности и развивать их.
Принцип ориентации на личностные интересы, потребности и способности
индивида — создание условий реализации интересов каждого
ребенка.Принцип «от простого к сложному» - практическое владение

приемами работы начинается с изготовления образцов, мелких изделий и
заканчивается
изготовлением творческого изделия. Учета возрастных особенностей
обучающихся.
Содержание плана кружковой работы
Раздел I. Входное занятие
Пластилин. Основные приемы лепки. Базовые фигуры. Производные фигуры.
Форма занятия: игра
Раздел II. Воздушный пластилин
Тема 2.1. «Мухомор»
Содержание материала:
Теория: Знакомство с историей возникновения тестопластики, рассматриваем
работы в этой технике.
Практика: Дети отщипывают небольшие кусочки пластилина и скатывать
маленькие шарики круговыми движениями пальцев, закрепить умение
расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (шляпка гриба, учить
лепить «колбаску».
Форма занятия: практическое занятие.
Тема 2.2. Корзина с грибами
Содержание материала:
Теория: Повторяем пройдённый материал.
Практика: Детей закрепляют умения изображать объемные грибы, учиться
изображать корзину (выкладывание силуэта по контору, используя прием
раскатывания «колбасок».
Форма занятия: практическое занятие.
Тема 2.3. «золотая осень»
Содержание материала:
Теория: детей получают знания о пейзаже,
Практика: закрепляют умение изображать осенние деревья, продолжают
учиться приемам отщипывания, тренировать в лепке округлых форм,
воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Форма занятия: практическое занятие.
Тема 2.4. Морские обитатели»
Содержание материала:
Теория: Расширяем представления детей о морском животном, его
особенностях внешнего вида.
Практика: Закрепляем умение отщипывать пластилин, катать шарики,
колбаски. Дети учиться выкладывать изображение по контуру.

Форма занятия: практическое занятие.
Тема 2.5. Динозаврик
Содержание занятия:
13
Теория: Расширяем представления детей о динозаврах, их особенностях
внешнего вида.
Практика: знакомство детей развиваем интерес детей к лепке знакомых
предметов, состоящих из нескольких частей. Учить делить комок на нужное
количество частей; при лепке туловища и головы пользоваться приемом
раскатывания глины кругообразными движениями между ладонями, при
лепке используем приемами раскатывания палочек и сплющивания.
Закреплять умение прочно соединять части предмета, прижимая их друг к
другу
Форма занятия: практическое занятие.
Тема 2.6. Предметная лепка «Дракон»
Содержание занятия:
Теория: расширяем представления детей о драконах, их особенностях
внешнего вида.
Практика: продолжать формировать умение лепить предметы, состоящие из
двух частей знакомой формы, передавая форму и величину частей. Учить
изображать детали приемом «прищипывания».
Форма занятия: Практическое занятие.
Раздел III. Тестопластика
Тема: 3.1. «Плюшки – завитушки»
Содержание материала:
Теория: знакомимся со свойствами солёного теста, со способами замеса теста
и способами лепки.
Практика: Научить использовать тесто для проявления творческих
способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении
изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить
гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной
работы. Дети лепят с помощью жгутов хлеб, булочки, ватрушки и т.д.
Форма занятия: практическое занятие.
Тема: 3.2. «Цветик – семицветик»
Содержание программы:
Теория: расширяем представления детей о цветах.
Практика: закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.
Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение
пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику.

Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Форма занятия: практическое занятие.
Тема: 3.3. «Черепаха»
Содержание материала:
14
Теория: расширяем представления детей о черепахах, их особенностях
внешнего вида. Продолжаем развивать у детей познавательный интерес к
природе
Практика: Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать
тесто, создавая изображение объёмное. Развивать мелкую моторику.
Используем конструктивный способ лепки(по частям)в лепки черепахи,
делая ее декоративной. Формировать навыки аккуратности при
раскрашивании готовых фигур.
Форма занятия: Практическое занятие.
Тема: 3.4. «Сказочное деревце»
Содержание занятия:
Теория: расширяем представления детей о деревьях и сказочных деревьев, их
особенностях внешнего вида.
Практика: закрепление технических навыков и приемов лепки из теста.
Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение
пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику.
Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Форма занятия: практическое занятие.
Тема: 3.5. «Лепим сказку»
Содержание занятия:
Теория: расширяем представления детей о сказках и их персонажах, их
особенностях внешнего вида.
Практика: лепим сказку на выбор. Выявить знания и умения детей в работе с
соленым тестом. Закрепление технических навыков и приемов лепки из
теста. Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение
пропорций по величине, плотно соединяя их.
Форма занятия: практическое занятие.
Тема: 3.6. Чудесные деревья
Содержание работы:
Теория: Повторение знаний о деревьях.
Практика: закрепление знаний, лепим панно чудесные деревья на спилах
березы.
Форма занятия: практическая работа
Тема: 3.7. Пингвины на льдине

Содержание материала:
Теория: расширяем представления детей о пингвинах, их особенностях
внешнего вида.
Практика: Учить детей лепить фигурку по частям (конструктивным
способом), передавать форму и относительную величину туловища, и
15
головы, правильное положение головы и крыльев. Учить плотно скреплять
части, создавать устойчивые фигурки, закреплять знакомые приемы лепки.
Учить использовать такое средство выразительности, как постамент,
объединяющий образы в сюжетной лепке и придающий им большую
выразительность, законченность. Развивать эстетическое восприятие.
Форма занятия: практическое занятие.
Тема: 3.8. Елочные игрушки
Содержание материала:
Теория: расширяем представления детей о елочных игрушках, их
особенностях внешнего вида. Расширяем знание о новом году.
Практика: Учить детей лепить украшения для новогодней ёлки способом
моделирования. Сочетать разные приемы лепки: раскатывание, соединение
деталей, сплющивание, вдавливание. Развивать самостоятельность и
фантазию, умение экспериментировать: по-разному изгибать колбаски и
ленточки из теста, соединять их между собой, украшать свои изделия
декоративными элементами, использовать в работе печатки, штампики и
другие приспособления. Развивать эстетическое восприятие,
художественный вкус, стремление к творчеству.
Форма занятия: практическое занятие.
Раздел III. Пластилинография
Тема: 4.1 «Разноцветные рыбки»
Содержание материала:
Теория: расширяем представления детей о рыбах и их среде обитания, их
особенностях внешнего вида.
Практика: Дети обучаться приёму «скатывания» кругообразными
движениями. Закреплять умение раскатывать комочки пластилина
кругообразными движениями; учить преобразованию шарообразной формы в
овальную путём надавливания и продвижения пальчика по горизонтали,
создавая изображение рыбки в движении; учить передавать характерные
особенности (раздвоенный хвостик).
Форма занятия: практическое занятие.
Тема: 4.2.Узоры
Содержание материала:

Теория: расширяем представления детей о узорах, их особенностях вида, и
их происхождения.
Практика: Дети обучаться рисованию длинных изогнутых линий с помощью
пластилина. Развивают творческие способности.
Форма занятия: практическое занятие.
Тема: 4.3.«Стили русской росписи»
16
Содержание материала:
Теория: Дети знакомятся с историей создания русских росписей, закреплять
понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского
фольклора. Учатся отражать характерные особенности оформления росписи
в нетрадиционной технике – обратной пластилинографии.
Практика: Дети обучаться рисованию длинных изогнутых линий с помощью
пластилина в стили росписи Хохлома, гжель и т.д.
Форма занятия: практическое занятие.
Тема: 4.4.«Разноцветные букашки»
Содержание материала:
Теория: Расширяем представление детей о насекомых.
Практика: Учить скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая
ему шарообразную форму; закреплять умение сплющивания шарика на
горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной
формы.
Форма занятия: практическое занятие.
Тема: 4.5. «Божья коровка на ромашке»
Содержание материала:
Теория: Расширяем знания о божьей коровке и ромашки.
Практика: Дети учиться использовать знания и представления об
особенностях внешнего вида насекомых в своей работе; закрепить
использование в творческой деятельности детей технического приема –
пластилинографии, формировать обобщенные способы работы посредством
пластилина.
Форма занятия: практическое занятие.
Тема: 4.6. «Салютики над городом»
Содержание материала:
Теория: Расширение знаний о салютах и их происхождение.
Практика: Дети учиться рисовать салютики пластилином: скатывание
небольших комочков в шарики, примазывание их к основе в хаотичных
направлениях. Учить прикладывать усилие при работе с подручными
материалами: стеки, трубочки, колпачки.

Форма занятия: практическое занятие.
Тема: 4.7.«Плывёт, плывёт кораблик»
Содержание материала:
Теория: Расширяем знание о кораблях, рассматриваем репродукций картины
с кораблями. Изучаем законы композиции.
Практика: Дети учиться освоению способа рисования волнистых линий,
размещённых горизонтально. Развивают чувство формы и композиции.
17
Форма занятия: практическое занятие.
Тема: 4.8. «Лебеди»
Содержание материала:
Теория: расширяем знание о лебедях и их особенностях.
Практика: Закрепляем умения детей работать с пластилином на
горизонтальной поверхности, использовать его свойства при раскатывании,
расплющивании в создаваемых предметах.
Форма занятия: практическое занятие.
Тема: 4.9.«Мишка косолапый»
Содержание материала:
Теория: даем детям представление об образе жизни бурых медведей.
Практика: Учимся использовать стеку для придания шерсти необходимой
структуры (мохнатость).
Форма занятия: практическое занятие.
Тема: 4.10.«Разные коты»
Содержание материала:
Теория: расширяем знание о котах и кошек и их особенностях.
Практика: Учимся передавать строение фигуры кошки, разное положение
туловища животного
Форма занятия: практическое занятие.
Тема: 4.11.«Жираф»
Содержание материала:
Теория: углубляем знания о животных и жирафа, пробуждать желание
изобразить животное.
Практика : Учимся передавать строение фигуры жирафа в объёме
Форма занятия: практическое занятие.
Занятие состоит из следующих этапов:
1. Организационный этап.
2. Этап подготовки обучающегося к активному и сознательному
усвоению нового материала.

3. Физкультминутка.
4. Практическая работа.
5. Этап подведения итогов занятия.
Алгоритм учебного занятия может меняться в зависимости от типа и
формы занятия, цели и задач.
На занятии в зависимости от темы используются папки с дидактический
материалом:
➢ обучающие, пошаговые картинки;
➢ цветные схемы (для правильной последовательности рисунка);
➢ карты по цветоведению (схемы оттенков теплохолодности, схемы
цветового круга, схемы добавочных цветов).
На занятиях по программе желательно использовать дидактический
материал:
20
• наличие и использование наглядности, включающее демонстрацию и показ
предметов, иллюстраций, картин;
• использование элементов физкультминуток, совместные действия.
Методические материалы
Как приготовить тесто
Понадобятся: соль «Экстра», пшеничная мука, растительное масло, вода,
большая миска, стакан и столовая ложка.
Всыпьте в миску 1 стакан соли и 2 стакан муки и перемешайте соль с мукой
столовой ложкой. Затем влейте 1 столовую ложку растительного масла и
полстакана воды, перемешайте ложкой и месите руками до однородного
состояния так же, как обычное тесто.
Положите полученную массу в полиэтиленовый пакет и поместите в
холодильник на 2—3 часа. После этого из теста можно лепить.
Если после занятий лепкой у вас еще останется тесто, то храните его в
холодильнике в полиэтиленовом пакете.
Цветное тесто:
Часть массы для лепки можно оставить неокрашенной (она имеет
светлобежевый цвет), а часть —окрасить в разные цвета с помощью
гуашевых красок. Если вы будете лепить из цветного теста, вам не придется
раскрашивать готовые изделия. Это особенно важно, если лепить будут
маленькие дети, которым еще трудно точно попасть кисточкой в
определенное место.
Итак, вам понадобится неокрашенное соленое тесто и набор гуашевых или
акриловых красок. Краски должны находиться в пастообразном состоянии.

Если они засохли, добавьте в баночки немного воды и подождите, пока
краска размягчится.
Возьмите в левую руку кусок теста, такой, чтобы он свободно помещался у
вас в кулаке. Посередине этого куска сделайте ямочкувмятину.
Указательным пальцем правой руки зачерпните из баночки кусок пасты и
поместите в это углубление.
Сомкните края вмятины так, чтобы краска оказалась внутри.
Катайте комок теста между ладонями вверх и вниз. Руки немного
запачкаются, но это не беда —краска легко отмывается водой. А чтобы тесто
не очень прилипало к рукам,смочите их подсолнечным маслом.
Раскатав длинную колбаску, сложите ее пополам и катайте снова.
Повторяйте эту операцию до тех пор, пока не исчезнут «мраморные» разводы
и цвет нестанет однородным. Если после введения краски тесто стало
слишком мягким, добавьте в него немного соли с мукой. Приготовьте таким
образом набор цветной массы. Часть теста оставьте неокрашенным —оно
будет исполнять роль белого. Тесто каждого цвета храните в
отдельномполиэтиленовом пакете или в баночке из под йогурта с плотно
закрывающейся крышкой.
Куски окрашенного теста можно смешивать, как и краски, и добиваться
нужного вам оттенка. Для этого нужно просто взять 2 куска теста и мять их
вместе до тех пор, пока тесто не станет однородным.
синий + белый = голубой
белый + красный = розовый
синий + розовый = фиолетовый
голубой + желтый = зеленый
желтый + красный = оранжевый
зеленый + красный = коричневый
зеленый + синий = изумрудный
И не забудьте запастись тестом телесного цвета! Для того чтобы сделать
такое тесто, добавьте в светло-розовый чуть-чуть желтого.
Излишки цветного теста, которые остаются после лепки, можно смешивать в
один комок, чтобы они не засохли. В результате получится «непонятный»,
скорее всего серо-коричневый, цвет. Но он тоже может на чтонибудь
пригодиться.
Золотое и серебряное тесто. Золотое и серебряное тесто — какая роскошь! А
сделать его очень просто: замешайте в тесто золотую или серебряную краску
(гуашь или акрил) также,как вы это делали с обычной. В магазинах
канцтоваров также продается гель с блестками для гуаши. Его хорошо
вводить в тесто вместе с золотой краской.

Понятия:
Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста
очень древняя традиция, а в современном мире высоко ценится всё, что
сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее
время материал для лепки.
Стеки – наиболее популярная разновидность рабочих
инструментов для лепки. Их существует огромное количество, но в целом
они предназначены для двух вещей: резать пластилин и придавать
поверхностям определенную характерную форму (волнистость, идеальную
гладкость, небольшие точечные вмятины). При этом делаются стеки обычно
из пластмассы, что позволяет им быть легкими и безопасными для ребенка.
Таким инструментом можно немного уколоться, но порезаться точно не
получится.
Поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире
высоко ценится все, что сделано своими руками. Изделия из соленого теста
имеют свою популярность не только в нашей стране. В Китае издавна и до
нашего времени изготавливаются марионетки для кукольного театра, в
Германии и Скандинавии изготавливают рождественские венки, сувениры,
подковы, их вывешивают в проемы окон или крепят к дверям. Индейцы
фигурки из теста изготавливают для многочисленных туристов, что приносит
им приличный доход.
Пластилиновая живопись - это одно из направлений изобразительной
деятельности. Название говорит само за себя –
это создание картин посредством пластилина. Пластилин стал известен
миру с 19 века, когда Франц Колба и Уильям Харбут получили патенты в
Германии (на модельную массу “Plastilin” в 1880 г.) и в Великобритании (на
незасыхающую глину “Plasticine” в 1899 г.) Уильям Харбут был
преподавателем школы искусств.
Дополнительная литература
➢Адамчик, М. В. Все секреты пластилина. Развиваем моторику рук. Москва: «Астрель», 2017- 996 c.
➢ Анистратова А. А. Гришина, И. Поделки из пластилина и соленого теста Москва: «Оникс», 2019.- 558 c.
➢Багрянцева, Алена Зоопарк из пластилина - Москва: «Эксмо», 2018. 588 c.
Багрянцева, А. Домашние животные из пластилина - Москва: « Эксмо»,
2018. - 615 c.

➢ Банников, С.Н. Нестерович, С.Н. Рукопашный бой. - Москва: «Граница»,
2017.-420 с.
➢ Лыкова, И.А. Рельефные картины. Лепим из глины, пластилина, соленого
теста - Москва: «Цветной мир», 2017. - 768 c.
➢ Лыкова, И.А. Плывет-плывет кораблик. Лепим игрушки из пластилина. Москва: «Цветной мир», 2017. - 984 c
25
➢ Лыкова, Ирина Жил-был пластилин. Лепим бабушкины сказки... и Москва: «Цветной мир», 2020. - 697 c.
➢ Тонконог, И. Поделки из соленого теста и пластилина - Москва: «Слог»,
2016. - 741 c.
➢Шкицкая, И. О. Аппликации из пластилина. - Москва: «Феникс», 2014. 191 c.
➢Янушко, Е.А. Лепим с малышом. Пластилин и тесто Москва: «Гостехиздат», 2019. - 788 c.
➢Янушко, Е. А. Лепим с малышом. Картинки из теста и пластилина. Москва: «Эксмо», 2018. - 746 c.
➢ Электронно-образовательные ресурсы:
1. Ахмадуллин Ш. Т. Нейролепка. Развиваем мозг через пластилин.
Многоразовые карточки-тренажеры. Издательство: Капитал.2021.-54с.
(электронный ресурс: https://dzen.ru/video/watch/62a2f91d6e6f0f7f2bc57baf)
2. Большая подборка книг по лепки в ВК.( https://vk.com/topic35319027_26368098)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89246556148

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».